Город мертвых верхняя балкария. С. Верхняя Балкария История моего села

Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю - это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева.

Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» - балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» .В верховьях Чегема - у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Адай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эль-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».

Село Эль-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице - кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.

В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.

В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).

У подножья еще одного интересного природного объекта - вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» - балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» - памятник истории и культуры - находится в нескольких сотнях метров от селения Эль-Тюбю. Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние - мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» - это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь - тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии - это были «башни молчания», а на Кавказе - сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эль-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.

Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же - восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».

Далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.

Напомним, что побывал здесь ученый летом 1936 года, а спустя 20 лет Тимур Шаханов застал только восемь из одиннадцати склепов. А вот что пишет он о склепе, расположенном за селением: «…на расстоянии километра, в местности Сюгюлчю ичи, на склоне горы имеется одинокий склеп (кешене). Склеп этот шестигранный, единственный встреченный нами кешене, имеющий не восемь, а шесть граней. Возможно, что это случайная ошибка строителя. Высота этого склепа 4,5 м, внутри размеры – 240 x 110 см, имеет вид неправильного овала, кверху суживается, окно 50 x 40 см, ориентировано на северо-запад, толщина стены 65 см. Рядом со склепом могильник».

Ученые датируют строительство мавзолеев по-разному, но в целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века.

«Город мертвых», как еще называют эти захоронения, – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов. И они правы. Чего стоит хотя бы такой: во время раскопок, которые осуществлялись с наружной стороны склепов, были найдены скелеты невиданных для тех времен размеров – два метра и даже более. Спрашивается: кого, даже после смерти, охраняли те великаны?

ЭЛЬТЮБЮ «ВНЕ ВРЕМЕНИ»

И еще об одной публикации российского таблоида «Жизнь»1 – о том, что «в загадочном кабардино-балкарском ауле часы показывают разное время». Оказывается, крошечный поселок Эльтюби обследовали специалисты Института земного магнетизма и распространения радиоволн Российской академии наук и выяснили, что «это место является уникальной хрональной зоной… все процессы идут здесь медленнее, чем на равнине». Более того, как утверждает корреспондент, «особое течение времени в Эльтюби чувствуется во всем. Дома, построенные пятьдесят лет назад, несмотря на суровые климатические условия, по сей день не нуждаются даже в косметическом ремонте. Холодильниками местные жители не пользуются даже в летнюю жару. Нет нужды. Продукты здесь совершенно не портятся. Люди не болеют и живут очень долго. Время здесь узнают только с помощью телевидения. Потому что в каждом дворе часы показывают разное время. Как правило – всегда меньше реального».

Отчего же такое происходит? Ответ ученых и эзотериков -математических наук Владислав Луговенко и основателей клуба «Аура» О. и Б. Кольченко прост: «Аул Эльтюби, тесно окруженный скалами, представляет собой основание пирамиды, верхушкой которой являются горные вершины. Центральной точкой в этом основании оказался одиноко стоящий дом семьи М. Там, согласно давно знакомому ученым свойству пирамид, хрональный эффект должен быть максимальным. Знакомство с хозяевами дома полностью подтвердило догадки исследователей». Подтверждением явилось то, что хозяин дома стал отцом в довольно преклонном возрасте, а, кроме того, на старости лет завел… женщину на стороне, к которой регулярно ездил на осле в соседнее село. Всё, не больше и не меньше – других доказательств в статье не приводится.

Итак, наконец-то открыта геопатогенная зона, в которой время замедляет ход. Но где же располагается этот самый Эльтюби? Место, называемое Эльтюбю, известно – обозначено оно и на картах, переводится с балкарского как «селение на дне долины», где эл – селение, а тюбю – пол, дно. Спроси любого жителя Чегемского ущелья, ответит не задумываясь: «Это же Верхний Чегем!». Да и в справочнике «Краткий словарь горных названий Кабардино-Балкарии» прямо говорится: «Эль-тюбю – селение в Чегемском ущелье, носящее также название Верхний Чегем». Тот самый Верхний Чегем, которому в этой книге посвящено сразу несколько материалов, тот самый Верхний Чегем, окрестности коего мы исходили вдоль и поперек, то самое селение, в котором живут люди, близкие и дорогие нам. Да и на фотоснимке, иллюстрирующем сенсационный материал, запечатлен не только «дом долгожителей, расположенный в самом центре зоны», но и знаменитый архитектурный памятник – башня Малкарук-кала.

Так что ошибки нет: мифический Эльтюби – это реальный Верхний Чегем. Только отличие второго от первого в том, что в нем живут нормальные люди, часы которых, в силу изношенности механизмов, случается, показывают разное время. А телевидение – всегда точное: как-никак из Москвы вещает. Холодильники здесь действительно не жалуют – большую часть года климат позволяет обходиться без них. Тем не менее, во многих домах – видели сами – аппараты такие имеются. Насчет домов, которые не требуют ремонта, – это как посмотреть. Были бы у верхнечегемцев лишние деньги – давно бы отремонтировали. А так приходится на многом экономить – ведь с началом перестройки число рабочих мест в селении сократилось в разы. Что касается долгожителей, то здесь их ничуть не больше, чем в других населенных пунктах Кабардино-Балкарии, – данные последней переписи достаточно убедительно свидетельствуют об этом. Мы отметили практически все необычности, характерные для этого места, за исключением той, которой придан вид главного доказательства. Но это уже вопрос не научный, а этический. В том числе этики профессии как журналиста, так и ученого.

Не «вне времени» живет Верхний Чегем, а во времени, причем новейшем, все веяния которого (безработица, низкая рождаемость, отсутствие медицинской помощи) вкусил, к сожалению, сполна.

А что касается «хрональной зоны», то ее здесь действительно стоит поискать: те же говорящие чегемские мумии, о которых без всякой выдумки рассказано выше, не свидетельствуют ли о ее наличии?..

Один из самых доступных для посещения, но в то же время весьма живописный перевал Северного Кавказа, по дороге на который можно насладиться прекрасными видами гор.

1. Как я уже рассказывал, накануне вечером возле заднего левого колеса слышал какой-то слабый свист, похожий на писк комара, причём его можно было расслышать только с одного места: стоило чуть сдвинуться в сторону, как звук пропадал. Первым делом подумал было, что от тряски разболтался шланг газового баллона, но дело оказалось совершенно в другом.

И вот мы опять в Тырныаузе. Два шиномонтажа на въезде почему-то не работали в будний день, в обоих местах соседи сказали мне, что "хозяин, наверное, позже приедет", но когда это будет - непонятно.

Рядом была автомойка, на которой два очень вежливых молодых человека (во времена моей молодости на Кавказе общались, как бы так выразить мысль, несколько иначе, а тут прям - "спасибо/пожалуйста ", "хорошего вам отдыха ", "приезжайте к нам ещё " - в общем, после разговора остались самые приятные впечатления от встречи с ребятами) довольно подробно объяснили, как добраться до гаражей на боковой улочке в конце города, где шиномонтаж точно будет работать.

Там нас приняли без очереди ("ну вы же люди не местные, наверное, времени мало, вам дальше надо ехать ") и отремонтировали колёсо, за что мы тоже были весьма благодарны. Конечно, это происшествие слегка нарушило наши утренние планы, но, с другой стороны, мы ведь особо никуда не спешим, верно? Приключениями в дороге надо уметь наслаждаться.

2. И вот наш автобус снова возвращается в посёлок Былым, откуда в сторону Чегемского ущелья через перевал Актопрак ведёт короткая грунтовая дорога.

3. Поначалу были мысли, что мы туда не заедем, хотя осенью на Кавказ мы отправились на шипованной резине и, как оказалось, не зря. Впрочем, заснеженный участок длился совсем недолго.

Если подниматься в горы со стороны Былыма, то там есть только одно "неприятное" место - это переезд через небольшой ручей. На нём наш автобус словил диагональное вывешивание, и система электронной имитации блокировок начала... правильно, электронно имитировать блокировки, причём делала это не особо удачно, так как я выбрал не самую удачную траекторию, чтобы не приложиться днищем и бампером.

Впрочем, в дифференциале заднего моста у нас имеется механическая блокировка, включив которую с кнопки на торпедо, мы довольно легко проехали то место, правда, покрутив двумя колёсами в воздухе. Сфотографировать вывешенный автобус я почему-то не догадался, но нашёл видео этого ручья на Ютюбе.

4. Дальше по идеальной грунтовке резко начинаем подниматься вверх, и чем выше - тем интереснее виды вокруг!

5. Мы не застали эти места летом, из-за постоянных дождей сходили сели и смывали дороги.

6. Мы опоздали на "золотую осень", деревья уже давно сбросили свою листву.

7. Но, тем не менее, стояла отличная тёплая погода, а горы были раскрашены разными оттенками оранжевого цвета.

8. Именно такой Кавказ я мечтал показать жене и сыну. И, кажется, это у меня получилось!

9. Высота перевала всего лишь 1950 метров. Но когда ты едешь по той дороге, то кажется, что выше многих гор вокруг.

10. И, повторюсь, самое замечательное состоит в том, что дорога доступна практически для любого автомобиля, так что всю эту красоту вы можете увидеть собственными глазами! Если всё-таки не хочется переезжать через ручей, то можно подняться на перевал со стороны Чегемских водопадов.

11. Одинокий ослик и горы, у которых мы с женой углядели какое-то сходство с Доломитовыми Альпами. А в целом - тишина, минимализм и никого вокруг - всё как мы любим!

12. Спуск местами был даже интереснее подъёма.

13. Чегемское ущелье запомнилось нам старыми советскими табличками о необходимости высадить людей из салона.

14. И склонами гор, раскрашенными в закатные цвета. Что-то подобное доводилось видеть лишь в Киргизии, на Тянь-Шане.

15. И вот мы приехали в село Эльтюбю, или как было указано на въездном щите - Эл-Тюбю ("Селение на две долины"). Вроде как в балкарском языке нет мягкого знака. В 1944 году жители были депортированы, а село передано Грузинской ССР. Сейчас же до границы с Грузией ещё целых 20 километров. На фото родовая башня Малкоруковых, построенная мастерами из Сванетии. В фильме "Война" Алексея Балабанова была как раз именно она.

16. Но нам больше интересны средневековые захоронения - Город Мёртвых, который расположен чуть дальше по дороге. Проезда на автомобиле к ним нет, но это определённо к лучшему. Так что, оставив машину на обочине, отправились гулять пешком.

17. Это комплекс древних балкарских усыпальниц X-XIV веков.

18. Четыре прямоугольных мавзолея с двускатной крышей считаются более древними.

19. В то время как оставшиеся четыре - восьмигранные с куполообразной крышей - уже более поздние постройки. Ко всем мавзолеям можно свободно подойти пешком и заглянуть в крошечное окошко. Внутри оштукатуренные стены и... больше ничего. Пусто. Хотя как можно было проникнуть в усыпальницы, не разрушив их - непонятно, ведь окна маленькие даже для ребёнка.

20. Оглядываясь вокруг, понимаешь, что расположение этого места было выбрано не просто так. Кругом горы, величественные и суровые одновременно. Если честно, нам показалось там немного неуютно, так что, обойдя все мавзолеи и заглянув в каждый, решили больше не беспокоить их своим присутствием и отправились к машине. Если смотреть прямо, то будет перевал Думала. Местные рассказали, что несколько дней назад там выпал снег и подготовленная "буханка" не смогла его пройти. Хотя мы туда и не собирались. Посоветовали проехать дальше по ущелью, где через 10-12 километров пути будет водопад Абай-Су.

Но мы к тому времени что-то уже немного устали от водопадов, так что решение отправляться в обратную сторону и искать там место для ночлега показалось наиболее оптимальным.


Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.


Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади

Эль- Тюбю находится в Верхнем Чегеме и представляет собой обширную территорию с захоронениями. Считается, что тут хоронили еще до 10-ого века.
Местный житель (по совместительству наш гид), присутствовавший при раскопках, пояснил, что захоронений тут очень много, но они не исламские. Далекие предки, ныне проживающих в том районе балкарцев, имели свою веру (потом был недолгий период христианства, а потом уже в эти земли пришел ислам) и скелеты в могилах лежат хаотично, без четкой ориентации в какую-либо сторону света.

Могилы там имеются 3 видов:
1) Одиночные- над могилой выкладывались камни и по размеру «площадки» можно представить рост человека, например, есть явно детские захоронения;
2) «Семейные», когда несколько членов семьи хоронились рядом и вокруг сооружались каменные ограждения;
3) Склепы.

Напротив в долине некогда было поселение какого-то древнего народа. Часто пишут, что жили там аланы, но там найдены украшения и утварь, нигде больше не встречающиеся.
Говорят, весной суслики роют норы и вместе с землей на поверхность выходят каменные бусины и различные украшения (правда или нет, не знаю, но вполне это допускаю).

Ну а теперь перейдем к описанию захоронений.
«Семейные» захоронения имеют каменные ограждения и не редко полностью покрыты можжевельником, который сажали после погребения.
С ним же связана еще история от нашего гида: во время нашествия монголов, балкарцы делали из сухого можжевельника шары, поджигали и спускали с горы на врага. Такой метод обороны в мировой истории встречался часто, не местное изобретение:). В результате монголы ушли.


Ну, а самое интеерсное, что и привлекает сюда туристов- это склепы (могилы богатых семей). Правда их всего около десятка и много разрушенных.

Склеп сооружался следующим образом:
Умирал один из членов семьи, копалась яма глубиной до 4 метров. Усопший помещался в неё и сверху засыпался известью. Следующий усопший помещался на предыдущего. Так доходили до поверхности и последующие усопшие хоронились сверху, уже в надземном склепе.
В стоящих в Эль-Тюбю склепах находили от 2 до 10 скелетов (точные цифры не помню).
Сейчас склепы конечно пусты.

Камни при строительстве скрепляли смесью извести с яйцами. Такой раствор долговечен, что и позволило сохранить склепы до наших дней.

Венчали склепы керамические наконечники, правда они почти все украдены. Что символизировали наконечники к сожалению не известно.



Среди сохранившихся склепов, есть много разрушенных- частично или до основания. По заверению гида, это произошло в древности, возможно в результате землетрясений.


И в заключении еще одна фотография и видео Города мертвых.

Источник: http://www.esskmv.ru/el-tyubyu-gorod-mertvyh.html __________________________________ Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.


Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мертвых» , уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.

Фотографии и текст nalchik360

Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю:

Город мертвых:

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья. (Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры):

Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры:

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними:

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня:

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами:

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались внизу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ:

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чеченских эти неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров:

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объем около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа:

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина:

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса:

В охоте за сусликами и прочей живностью кружат хищные птицы:

Относительно того, когда были сооружены верхнечегемские мавзолеи, ученые и сегодня не пришли к единому мнению. В целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века. «Город мертвых» – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов.

И не мудрено…

 

Возможно, будет полезно почитать: